Договориться без суда:
реформирование бизнеса
в сфере урегулирования споров
МАРИЯ ВЕРХОВСКАЯ
На днях распоряжением Правительства РФ от 29.11.2025 г. № 3523-р утверждена национальная модель целевых условий ведения бизнеса до 2030 года.

Снова поднимается вопрос нагрузки на судебную систему, в связи с чем стоит задача - ее разгрузить.

Интересные цифры:
🔵в РФ вдвое больше судебных споров, чем в Китае и Индии (а населения меньше)
🔵расходы на суды с 2000 г. выросли в 40 раз
🔵только 3% коммерческих споров завершаются мировым соглашением

Что планируется?
Пересмотр существующего порядка урегулирования споров, основная цель - сделать медиацию доступной.
Реформа базируется на 5 направлениях:

🟡Усилить медиацию
Планируется увеличить количество медиативных соглашений к 2030 г. до 2000 ежегодно.

🟡Введение адъюдикации
Новый инструмент, который позволит при разрешении споров, требующих специальных знаний, привлекать адъюдикатора - независимого эксперта, заключение которого будет иметь обязательную силу. Но! Его можно будет оспорить в суде.

🟡Госарбитраж
Будут разработаны стандарты, основанные на опыте ФНС и ФАС, а также внедрены ведомственные арбитражные комиссии.

🟡Усилить третейское разбирательство
Будут созданы механизмы получения обеспечительных мер через гос. суды в поддержку третейского разбирательства, а также налажен электронный документооборот между арбитражем и судами.

🟡Исполнительное производство
Здесь нас ждет цифровизация. Планируется сделать систему исполнения более прозрачной.

Автор: Мария Верховская
Made on
Tilda