Госдумой приняты поправки к Закону "О защите прав потребителей" в части смягчения ответственности для бизнеса.
Рассмотрим основные изменения:
1. Штраф за отказ от удовлетворения требований потребителя в добровольном порядке.
Если предприниматель не удовлетворил претензию потребителя (отказал/проигнорировал/удовлетворил частично), в суде потребитель может взыскать 50% от всей суммы, присужденной в его пользу (здесь учитывается и сумма взыскания, и сумма неустоек).
Как будет: штраф не будет взыскиваться, если:
- требования не удовлетворены по вине потребителя (он уклонялся от совершения действий, предусмотренных Законом "О защите прав потребителей" либо не исполнял обязанности, что и привело к невозможности удовлетворения требований);
- предприниматель нарушил сроки исполнения обязательства вследствие нарушения контрагентом сроков поставки товаров / оказания услуг. Однако данное условие не будет работать, если предприниматель действовал неразумно и недобросовестно при выборе контрагента.
- между предпринимателем и потребителем заключено медиативное соглашение. Исключение: если условия соглашения не исполнены по вине предпринимателя.
2. Нельзя уступать права требования неустойки и штрафа до вступления в силу решения суда.
Если уступка совершена, она признается ничтожной.
3. Сумма неустойки не может превышать сумму договора купли-продажи с потребителем.
Если неустойка несоразмерна последствиям, суд вправе ее уменьшить.
4. Потребитель вправе требовать разницу между стоимостью технически сложного товара с недостатком и аналогичного на момент удовлетворения требований. Но данное положение не применяется, если потребитель умышленно введен предпринимателем в заблуждение.
Изменения вступают в силу с 1 февраля 2026 г.
Законопроект № 1057182-8. ()
Автор:
Мария Верховская