Использование товарного
знака в доменном имени:
правовые риски
и судебная практика
В цифровую эпоху доменное имя зачастую становится ключевым средством индивидуализации бренда и привлечения клиентов для многих компаний. Однако использование чужого товарного знака в своем доменном имени может привести к серьезным правовым последствиям.
Рассмотрим основные риски и приведем примеры судебной практики, иллюстрирующей подходы судов к разрешению споров такого рода.

1. Дело «Триколор» (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2020 г. № 10АП-18485/20 по делу № А41-26923/2020).

Фабула дела: ИП зарегистрировал два доменных имени — tricolortv.info и tricolortv.tv, и разместил на сайтах предложения по продаже спутникового приёмного оборудования, регистрации абонентов, а также сервис приёма платежей за услуги спутникового телевидения. НАО «Национальная спутниковая компания», являющая правообладателем всеми известного ТЗ «Триколор» обратилась в суд с иском о запрете использовать обозначения, идентичные и сходные до степени смешения с товарными знаками компании и взыскании компенсации в размере 200 000 рублей.
Позиция суда:
• ответчик использует словесное обозначение, сходное до степени смешения с товарным знаком истца, в связи с чем имеется угроза смешения обозначения ответчика с товарными знаками истца, поскольку и истец, и ответчик осуществляют однородную деятельность.
• использование ответчиком широко известных обозначений: использование в качестве доменного имени для сайта ответчика, осуществляется последним в целях извлечения прибыли путём привлечения к своему сайту пользователей, ориентирующихся на известный и стабильный товарный знак со сложившейся репутацией.
Решение суда: суд запретил использование товарного знака «Триколор» в доменных именах и контенте сайтов, а также взыскал в пользу оператора компенсацию в размере 200 тысяч рублей и судебные расходы.

2. Дело «Яндекс» (решение Арбитражного суда Мурманской области от 10 февраля 2023 года по делу № А42-6665/2022).

Фабула дела: ООО «Яндекс» обратилось в суд с иском о защите исключительных прав на общеизвестный товарный знак «yandex». Истец требовал запретить использование этого товарного знака в доменном имени yandex-drive.ru и взыскать компенсацию за нарушение.
Позиция суда:
• доменное имя yandex-drive.ru содержит обозначение, сходное до степени смешения с общеизвестным товарным знаком истца.
• истец не давал согласия на использование своего товарного знака в доменном имени.
• использование спорного обозначения в доменном имени могло вводить потребителей в заблуждение относительно принадлежности сайта истцу или его уполномоченным представителям.
• нарушение носило длящийся характер, так как домен был зарегистрирован в 2017 году.
Решение суда: суд удовлетворил исковые требования в полном объёме, запретив ответчику использовать товарный знак в доменном имени и материалах сайта, а также взыскав с него 100 000 рублей компенсации

Таким образом, при рассмотрении дел суды устанавливают совокупность следующих обстоятельств:
1. Тождество или сходство домена и ТЗ: доменное имя совпадает с ТЗ или сходно с ним до степени смешения.
2. Приоритет ТЗ: право на товарный знак возникло ранее даты регистрации доменного имени.
3. Отсутствие прав владельца домена: у ответчика нет законных оснований (например, собственного фирменного наименования или ТЗ) на использование спорного обозначения и/или отсутствует на это согласие правообладателя.
4. Недобросовестность: регистрация и/или использование доменного имени осуществлены с целью извлечения выгоды из чужой репутации, создания препятствий правообладателю или введения потребителей в заблуждение.

Незаконное использование ТЗ в доменном имени может повлечь следующие последствия:
1. Требование о компенсации убытков правообладателю торгового знака за его незаконное использование в размере до 5 млн рублей (с 04.01.2026 года – до 10 млн рублей).
2. Обязанность удалить сайт или изменить доменное имя.
3. Запрет на дальнейшее использование доменного имени тождественного или сходного до степени смешения с ТЗ.

Автор: Ксения Стадникова, адвокат, профессиональный медиатор
Made on
Tilda