Все уже знают, что рекламные рассылки без согласия получателя могут повлечь штрафы по
ч. 4.1 ст. 14.3 КоАП РФ. Если получатель письма - физическое лицо, являющееся потребителем, необходимость получения согласия понятна. Однако потребуется ли согласие на получение рекламы при взаимодействии с бизнесом? Например при отправке коммерческого предложения.
Рассмотрим практику ФАС.
Фабула:
- на почту ООО поступило письмо заявителя, действующего в интересах компании-покупателя. Письмо содержало запрос с просьбой посчитать минимально возможную стоимость сплава ЦАМ 4-1 ГОСТ 19424-97 в количестве 1 тонны;
- в ответ на письмо ООО направило информационное письмо с контактами менеджера , который будет вести диалог от лица ООО по запросу, заявитель продублировал запрос на почту менеджера;
- менеджер направил коммерческое предложение с ценой, заявитель предложил иную цену, тогда менеджер направил коммерческие предложения с информацией относительно других вариантов товара и условий поставки.
Заявитель пожаловался в ФАС.
Что сказала ФАС: "доводы ООО «...» об отсутствии нарушения части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» являются несостоятельными, поскольку заявитель направлял запрос в ООО «...» с просьбой посчитать минимально возможную стоимость сплава ЦАМ 4-1 ГОСТ 19424-97 в количестве 1 тонны, то есть заявителя интересовал конкретный товар, а именно, сплав ЦАМ 4-1 ГОСТ 19424- 97. Вместе с тем, менеджер ООО «...» направил заявителю коммерческие предложения с информацией относительно других вариантов товаров и условий поставки, информацию о которых заявитель не запрашивал".
Итог: несмотря на то, что речь о коммерческом предложении, заявитель сам направлял запрос и интересовался товаром, данное письмо будет являться рекламой, а значит на его получение требовалось согласие.
ООО привлекли к административной ответственности по ч. ч. 1, 4.1 статьи 14.3 КоАП РФ, но поскольку нарушение допущено впервые, штраф заменили на предупреждение.
Постановление МУФАС по Ярославской области и Костромской области по
делу об административном правонарушении № 076/04/14.3-1339/2025 от 12.11.2025 г.Что делать бизнесу:
🟡действовать аккуратно: получили запрос на конкретный товар - дали ответ по товару, не выходя за рамки и не предлагая иного товара. Допускается, что данная ситуация могла быть спровоцирована конкурентами или недоброжелателями, тк согласитесь, что жалоба на предложение иного товара, помимого того, которым интересовался заявитель, выглядит странно. Тем не менее, как мы видим, это возможно.
Автор:
Мария Верховская