Грань между лотереей и розыгрышем довольно тонкая.
Зачем их разграничивать?
Рассмотрим на примере кейса:
Фабула: компания организовала благотворительный онлайн-концерт, желающие могли приобрести билеты для участия в розыгрыше призов. Казалось бы, типичная история, обычный розыгрыш, но нет.
ФНС посчитала розыгрыш лотереей и обратилась в суд с заявлением о привлечении компании к административной ответственности по ст. ч. 1 ст. 14.27 КоАП РФ (
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/283255af56d2ef3a16fbb3dfaf2d62f805e1fb46/).
Суд согласился с ФНС и привлек компанию к ответственности, но штрафовать не стал, назначил наказание в виде предупреждения.
А вот признаки, на основании которых розыгрыш отнесли к лотерее:
- концерт и розыгрыш проходили в разные даты: концерт - 17.04.2025, а розыгрыш - 18.04.2025
- концерт проходил в Telegram и являлся общедоступным, билет для посещения не требовался
- билеты на концерт продавались за деньги, при этом встречные товары или услуги не предоставлялись
- приобретатель билета получал негарантированную возможность выигрыша приза, которая зависела от воли случая, то есть основывалась на риске
- отсутствовало ограничение по количеству билетов, возможных для приобретения одним участником
- компания проводила акции по побуждению участников к приобретению большего количества билетов для увеличения вероятности выигрыша (три билета по цене двух, шесть билетов по цене четырёх и т.д.)
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11.09.2025 г. по делу № А58-4643/2025 (
https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/353cb148-b630-4a75-bd3e-6c3aaf40ed1c/4435cdb7-b251-4334-a74f-4a674265304d/A58-4643-2025_20250911_Reshenija_i_postanovlenija.pdf?isAddStamp=True) (решение не вступило в силу).
Правильное разграничение розыгрыша и лотереи - крайне важно для бизнеса.
Запоминаем:
- Розыгрыш - стимулирующее мероприятие, которое проводится в целях привлечения внимания к определенному объекту рекламирования (товары/услуги/мероприятия).
Проводить розыгрыши можно свободно (с учетом правил их рекламы - ст. 9 ФЗ "О рекламе" (
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/7b11ca039c27a1a3999a4f93bed2bcdd9149f906/).
Основные признаки лотереи:
- приобретение билета за деньги
- призовой фонд формируется за счет выручки
- победитель определяется случайным образом
Все о рекламе
Мария Верховская