Грань между лотереей и розыгрышем довольно тонкая.
Зачем их разграничивать?
Рассмотрим на примере судебной практики.
Фабула: компания организовала благотворительный онлайн-концерт, желающие могли приобрести билеты для участия в розыгрыше призов. Казалось бы, типичная история, обычный розыгрыш, но нет.
ФНС посчитала розыгрыш лотереей и обратилась в суд с заявлением о привлечении компании к административной ответственности по
ч. 1 ст. 14.27 КоАП РФ.
Суд согласился с ФНС и привлек компанию к ответственности, но штрафовать не стал, назначил наказание в виде предупреждения.
А вот признаки, на основании которых розыгрыш отнесли к лотерее:
- концерт и розыгрыш проходили в разные даты: концерт - 17.04.2025, а розыгрыш - 18.04.2025
- концерт проходил в Telegram и являлся общедоступным, билет для посещения не требовался
- билеты на концерт продавались за деньги, при этом встречные товары или услуги не предоставлялись
- приобретатель билета получал негарантированную возможность выигрыша приза, которая зависела от воли случая, то есть основывалась на риске
- отсутствовало ограничение по количеству билетов, возможных для приобретения одним участником
- компания проводила акции по побуждению участников к приобретению большего количества билетов для увеличения вероятности выигрыша (три билета по цене двух, шесть билетов по цене четырёх и т.д.)
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11.09.2025 г. по делу № А58-4643/2025 (решение не вступило в силу).
Правильное разграничение розыгрыша и лотереи - крайне важно для бизнеса.
Запоминаем:
- Розыгрыш - стимулирующее мероприятие, которое проводится в целях привлечения внимания к определенному объекту рекламирования (товары/услуги/мероприятия).
Проводить розыгрыши можно свободно (с учетом правил их рекламы -
ст. 9 ФЗ "О рекламе".
- Лотерея - розыгрыш, проведение которого возможно только с разрешения Правительства РФ. К лотереям предъявляются отдельные требования, а за их нарушение следуют серьезные штрафы.
Основные признаки лотереи: - приобретение билета за деньги
- призовой фонд формируется за счет выручки
- победитель определяется случайным образом
Автор:
Мария Верховская