Как известно, реклама алкоголя имеет жесткие ограничения, которые установлены отдельной статьей ФЗ "О рекламе" (ст. 21 ФЗ "О рекламе" (
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/e4311f6720a4a4457f53bce4382af75b7858054e/).
Как эти ограничения реализуются на практике?
Давайте рассмотрим:
Кейс № 1Фабула: на фасаде магазина разливных напитков «Полный бак» под флагом РФ и копией флага Победы размещен щит с информацией: «БОЧКОВОЕ», также с торца размещена конструкция с иллюстрированным изображением рыбы, бутылок, бочки, хмеля и пр
ФАС не нашла нарушений:
- Использование слова «Бочковое» и изображения рыбы, бутылок, бочки, хмеля и пр. не формирует интерес к алкогольной продукции (пиву) как напитку, поскольку индивидуализирующие признаки товара (конкретное наименование товара, указание марок) отсутствует и, следовательно, не выступает в качестве объекта рекламирования алкогольной продукции.
- Сам по себе факт нанесения на фасад здания магазина «Полный бак» изображения рыбы, бутылок, бочки, хмеля и пр. не является рекламой, а выступает в качестве оформления фасада.
Дело прекратили.
Кейс № 2 Фабула: реклама на фасаде магазина: «Хмельная цапля. Акция 3+1 Рыбный четверг – скидка на всю рыбу 10%. Предзаказ 8-994-096-67-56»
ФАС посчитала, что такая реклама нарушает закон:
- Учитывая специфику рекламируемого магазина, имеющего по профилю своей деятельности широкий ассортимент алкогольных напитков (пиво), магазин ассоциируется с алкогольной продукцией, а не с иными напитками и в традиционном понимании, формирует интерес потребителей именно к алкоголю.
Кейс № 3 Фабула: распространение листовок с содержанием: «Стоп Кран. 26 апреля дарим 1 л каждому* в честь открытия…».
ФАС посчитала рекламу незаконной:
- Учитывая специфику магазина «Стоп Кран», реализующего по профилю своей деятельности алкогольную продукцию, распространенная реклама имеет целью привлечение внимания неопределенного круга к продавцу товара и товару, а именно: к магазину «Стоп Кран» и реализуемой в нем, в том числе, алкогольной продукции (пиву).
- В качестве наказания - предупреждение.
Примечательно, что в двух последних кейсах имеет место проведение акции в отношении алкогольной продукции. Акции, розыгрыши, конкурсы в отношении алкоголя запрещены
- это самостоятельное нарушение (ч. 5 ФЗ "О рекламе"). При этом в обоих случаях указанная норма применена не была.
Все о праве
Мария Верховская.