При разработке собственного сайта компания самостоятельно выбирает дизайн, оформление, текст, интерфейс и может их менять и адаптировать под себя. Однако юридический регламент оформления сайта не предоставляет манёвров к трансформациям.
Для того, чтобы Ваш сайт был правильно юридически оформлен и никакие штрафные санкции к Вам не были применены, достаточно запомнить 5 основных документов:
1. Политика обработки персональных данных. Если компания использует на сайте формы обратной связи, системы аналитики или иным образом собирает персональные данные о пользователях и посетителях сайта, политика обработки персональных данных является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ документом.
Данный документ должен содержать в себе информацию о том какие данные собираются, с какой целью, на каких основаниях, как они хранятся и защищаются, а также принципы, условия и способы обработки таких данных.
Политика обработки персональных данных размещается в подвале сайта в виде гиперссылки на текст документа, с которым может ознакомиться любой пользователь.
Ответственность: ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ.
2. Согласие на обработку персональных данных. Это подтверждение пользователя о том, что он добровольно предоставляет Вам свои персональные данные.
Обычно согласие на обработку персональных данных формируется в виде чек-бокса при заполнении формы обратной связи. Пользователь самостоятельно должен выразить свое согласие. Если на Вашем сайте автоматически проставлен значок «галочка» в чек-боксе – это нарушение.
С 1 сентября 2025 года согласие на обработку персональных данных оформляется только в виде самостоятельного письменного (или электронного) документа.
Пример формулировки: «Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии на условиях Политики обработки персональных данных».
При этом, слова «даю согласие на обработку» и «политики обработки персональных данных» должны содержать гиперссылки на соответствующие документы.
Ответственность: ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ.
3. Согласие на получение рекламных рассылок. Данный документ обязателен лишь в том случае, если Вы как владелец сайта планируете рассылать клиентам (как действующим, так и потенциальным) письма рекламного и информационного характера об акциях, скидках и рекламных предложениях.
Пример формулировки: «Я даю согласие на получение рекламных и информационных рассылок».
Правила оформления аналогичны вышеуказанным: в виде чек-бокса, без заранее проставленного значка «галочка», слова «даю согласие на получение рекламных и информационных рассылок» должно содержать гиперссылку на соответствующий документ.
Ответственность: ч. 1 ст. 14.3. КоАП РФ.
4. Публичная оферта. Публичная оферта подлежит обязательному размещению на сайтах, где осуществляется продажа товаров или оказание услуг. В оферте прописывают условия сделки, а именно: стороны, предмет, информация о товаре или услуге, акцепт оферты, порядок оплаты, права и обязанности сторон, ответственность.
Оферта обычно размещается в подвале сайта в виде гиперссылки на текст документа, с которым может ознакомиться любой пользователь.
Если на сайте предусмотрена оплата услуг, приобретение товаров то Вы обязаны предусмотреть возможность пользователю до оплаты при заполнении им свои данных выразить согласие с условиями оферты.
Пример формулировки: «Я соглашаюсь с условиями Публичной оферты».
Правила оформления аналогичны вышеуказанным: в виде чек-бокса, без заранее проставленного значка «галочка», слова «публичной оферты» должно содержать гиперссылку на соответствующий документ.
5. Информация о владельце сайта. Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», владелец сайта должен разместить на нём информацию о наименовании, месте нахождения, адресе, адресе электронной почты.
Информацию следует разместить в подвале сайте без оформления в виде отдельного документа.
Ответственность: ст. 14.8 КоАП РФ.
Автор:
Ксения Стадникова, адвокат, профессиональный медиатор