Многие компании публикуют на своих сайтах отзывы о них, которые размещены на порталах: ПРОдокторов, 2ГИС, Яндекс и др. ресурсы.
Можно ли это делать?
С точки зрения законодательства о рекламе такого вопроса не возникало, ведь отзыв-информация о компании, размещенная на сайте или в соц. сетях компании (даже если они с портала), а значит рекламой являться не будет.
А как с точки зрения интеллектуальных прав?
Можно ли?
Рассмотрим на примере судебной практики.
Фабула: учредитель портала отзывов о врачах ПРОдокторов обнаружил, что клиника опубликовала на своем сайте отзывы о врачах клиники, которые взяли с сайта ПРОдокторов. Посчитав, что отзывы являются объектом авторских прав, учредитель обратился в суд с иском к клинике о взыскании компенсации в размере 150 000 руб.
Суд первой инстанции требования удовлетворил.
Позиция суда первой инстанции: клиника нарушила исключительные права путем заимствования текстовых материалов раздела «Отзывы пациентов» и их публикации на своем сайте.
Однако суд апелляционной инстанции указанное решение отменил и в удовлетворении иска отказал, Суд по интеллектуальным правам позицию апелляции поддержал.
Выводы суда апелляционной инстанции:- отзывы содержат многочисленные орфографические, пунктуационные и иные ошибки, что доказывает факт того, что отзывы являются личным мнением физического лица о качестве оказанной медицинской услуги и публикуются сотрудниками портала «как есть», без какой-либо проверки.
- опубликование порталом отзывов пациентов как СМИ и сам факт размещения отзывов на сайте портала не означает наличие у него авторского права на высказывания пациентов в виде отзывов.
- не доказано, что отзывы на сайте являются творческим трудом портала. В данном случае отзыв на сайте является реализацией авторского права пациента.
Постановление СИП от 13.10.2025 г. по делу № А40-183022/2024. Автор:
Мария Верховская.