Довольно часто приходится наблюдать агрессивную рекламу банкротства: для убедительности используется связь с государством и известными должностными лицами, в том числе, их фото и имена.
Но, как мы знаем, порядок использования фото регламентирован гражданским законодательством, а за нарушения в сфере рекламы к ФАС привлекает к административной ответственности: то есть, виды ответственности разные.
Однако на практике в случае незаконного использования изображения гражданина в рекламе, ФАС также вправе признать рекламу незаконной.
Рассмотрим на примере практики ФАС.
Фабула: в интернете распространялась контекстная реклама услуг по банкротству с использованием фото Э.С. Набиуллиной со следующим содержанием:
«Долги и кредиты в 2025 году можно списать по упрощенной федеральной программе Как получить справку, которая поможет списать долги… ___.рф реклама».
Поскольку реклама содержала ряд нарушений, УФАС возбудило дело об административном правонарушении сразу по нескольким нормам, в том числе и по факту незаконного использования изображения Э. С. Набиуллиной.
Выводы УФАС:
- Здоровая и справедливая конкуренция продавцов и рекламодателей на современном рынке должна основываться на совершенствовании качества предлагаемого товара, а не на использовании мнения значимых для простого обывателя в силу своего особенного статуса субъектов. Государство и его деятели представляют для большинства граждан заведомо авторитетный источник информации.
- Закон о рекламе прямо запрещает ссылаться в рекламе на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами. При этом не обязательно, чтобы запрещенное лицо произносило похвальную речь, касающуюся товара, или подписало благодарственную грамоту.
- В материалах дела отсутствуют сведения о согласии Э.С. Набиуллиной на использование ее изображения в рассматриваемой рекламной публикации, что свидетельствует о наличии признаков нарушения ч. 11 ст. 5 Закона о рекламе.
- Указанная норма корреспондируется с положениями ч. 1 ст. 152.1 ГК РФ, согласно которой обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии допускаются только с согласия этого гражданина. Обязанность доказывания правомерности обнародования и использования изображения гражданина возлагается на лицо, его осуществившее (п. 48 Постановления ВС РФ от 23.06.2015 № 25).
Определение
УФАС.Мнение редакции: в рассматриваемом деле незаконное использование фото главы ЦБ РФ оценивается в комплексе с иными нарушениями - косвенное одобрение должностными лицами объекта рекламирования. Однако считаю, что подобный механизм административного воздействия на рекламодателя, который использует в рекламе чужие фото, вполне себе имеет место быть. Поэтому можно брать на вооружение позицию 👌
Автор:
Мария Верховская