Штраф за рекламную
рассылку: как бизнесу
его избежать
Реклама представляет собой информацию, которая соответствует следующим условиям:
1. распространяется любым способом, в любой форме, с использованием любых средств;
2. адресована неопределенному кругу лиц;
3. направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижения на рынке.
(п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»).

Несмотря на то что понятие «реклама» не содержит ограничения в отношении способа ее распространения, ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе закрепляет очень важное правило: «распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы».

Рассылка рекламы без согласия адресата является «спамом».

Спам – это рассылка сообщений рекламного и иного характера, которая инициируется без согласия абонентов или вводит их в заблуждение относительно характера таких сообщений (Определение УФАС по Республике Татарстан от 09.09.2021 года №016/05/18-1691/2021).

Что признается «спамом»:

1. Подборки товаров «вам может понравиться», «вы уже смотрели»;
2. Промокоды, скидки, анонсы акций и распродаж;
3. Напоминания с фразами: «не упустите», «купите сейчас» и т.д.;
4. Персональные предложения: «Только сегодня для Вас персональная скидка 15 %».

Что НЕ считается рекламой:

1. Подтверждение заказа;
2. Уведомление о доставке;
3. Электронный чек;
4. Код для смены пароля.

Такие письма называют транзакционными или сервисными. Их можно отправлять без согласия адресата, если они связаны с действиями самого пользователя на сайте и приходят в ответ на совершённые им действия или связанные с ними события.

За рассылку спама предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в следующих размерах (ч. 4.1. ст. 14.3 КоАП РФ):

Для граждан - от 10 000 рублей до 20 000 рублей;
Для ИП и руководителей - от 20 000 рублей до 100 000 рублей;
Для юридических лиц - от 300 000 до 1 000 000 рублей.

Для того, чтобы не получить злополучный штраф рекомендуем:

1. Обязательно получить согласие адресата на рекламные рассылки!

Согласие может быть получено в виде отдельного документа, в том числе электронного или специально предусмотренного на сайте чек-бокса с возможность пользователю самостоятельно поставить «галочку». Автоматическое проставление согласия не допускается.
Не забывайте также о получении одновременно согласия на обработку персональных данных в целях рекламных рассылок, таких как ФИО, телефон, е-mail и т.д.

Не считается согласием:

1. Подписка при регистрации или оформлении заказа на сайте.
2. Автоматически проставленная галочка в чек-боксе.
3. Один пункт для согласия на всё — и на обработку персональных данных, и на условия оферты, и на получение рекламных рассылок.

2. Создать для потребителя такие условия, при которых он легко может отказаться от получения рекламных рассылок.

Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Пользователь должен отказаться от рекламной рассылки в один-два клика, без ввода логина и пароля, без переходов в личный кабинет и лишних подтверждений.

3. Не пытаться «замаскировать» рекламу под информационную рассылку.

Не допускайте вставки в сервисное письмо ссылок на товары или подборки, промокоды, рекламные баннеры и т.д.
Даже одно рекламное предложение в сервисном письме превращает его в рекламную рассылку, для которого нужно согласие.

4. Не включать согласие на получение рекламных рассылок в другие документы, подписываемые потребителем, в том числе в оферту.

Автор: Ксения Стадникова, адвокат, профессиональный медиатор
Made on
Tilda