Ноу-хау в бизнесе:
что нужно знать
при оформлении
передачи прав?
В современной бизнес-среде ценность компании все чаще определяется не только ее материальными активами, но и нематериальными, среди которых особое место занимают секреты производства (ноу-хау).

Что такое ноу-хау?

Секреты производства (ноу-хау) – это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, которые:

1. имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность именно в силу неизвестности их третьим лицам;
2. не являются свободно доступными на законном основании;
3. в отношении которых правообладателем приняты разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе введен режим коммерческой тайны.

Именно первый и третий признаки являются ключевыми с точки зрения доказывания в суде.

Суды при рассмотрении споров обязаны проверять суть переданной информации и наличие в ней коммерческой ценности для лицензиата. Так, в одном из дел суд установил, что переданный лицензиату комплекс документов и сведений имеет коммерческую ценность, поскольку позволял запустить бизнес и на нем зарабатывать. Его ценность подтвердили такие факты, как: после передачи материалов лицензиат открыл офис, начал оказывать услуги по банкротству физических лиц, заключил договоры с клиентами, понес расходы на рекламу и даже платил лицензиару за привлеченных клиентов (постановление Суда по интеллектуальным правам от 25.08.2025 года по делу № А71-10134/2024).
По одному из дел, заявителю было отказано в иске о нарушении прав на ноу-хау, поскольку он не представил доказательств введения режима коммерческой тайны в отношении спорной технологии до момента ее предполагаемого раскрытия. Не были утверждены соответствующий локальный акт и перечень информации, составляющей коммерческую тайну (постановление Суда по интеллектуальным правам от 07.03.2023 года по делу № А44-1956/2022).

Передача прав на использование ноу-хау осуществляется путем заключения лицензионного договора о предоставлении права использования секрета производства.

Договор должен содержать:

1. Предмет договора: необходимо указать детальное описание передаваемых сведений, составляющих ноу-хау. Во избежание споров описание должно быть максимально конкретным и точными. Рекомендуем обязательно проверить, чтобы передаваемые сведения отвечали трем признакам:
1) имели коммерческую ценность;
2) были недоступны для неопределенного круга лиц;
3) находится под режимом конфиденциальности, например, через введение режима коммерческой тайны.

2. Способы использования: в договоре должно быть четко оговорено, какими именно способами лицензиат вправе использовать ноу-хау (например, внедрение в производство, модификация, предложение к продаже и т.д.). Также важно решить, сохраняет ли лицензиат после прекращения договора право использовать ноу-хау самостоятельно или нет.

3. Вознаграждение за использование ноу-хау либо указание на безвозмездность договора.

4. Передача технической и технологической документации: в договоре должен быть приведен перечень документации, которая передается. Факт передачи документации подтверждается актом-приема передачи информации.

5. Сведения, признанные конфиденциальными и обязанность лицензиата по сохранению режима конфиденциальности: в договоре следует определить объем и перечень сведений, которые относятся к конфиденциальным.

6. Срок действия договора: если стороны заключают срочный договор, то по истечении установленного срока лицензиат обязан вернуть лицензиару все полученную по договору документацию и прекратить любое ее использование.

Ноу-хау играет важную роль в обеспечении конкурентоспособности предприятий и сохранении эксклюзивности технологий, методик и решений. Грамотное оформление договора о передаче прав на секрет производства позволяет минимизировать риски утраты контроля над важными активами и избежать негативных последствий.

Автор: Ксения Стадникова, адвокат, профессиональный медиатор
Made on
Tilda